Шилова Татьяна Александровна
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 28 имени Героя России Сергея Николаевича
Богданченко станицы Вознесенской Лабинского района, учитель начальных классов.
(тел: 89284026298, shilov-family85@yandex.ru)
Проектная деятельность на
уроках кубановедения.
В последнее время российское образование вступило в
эпоху модернизации. Педагогическая задача учителя начальной школы – вовлечь
детей в размышление о том, что неизвестно, формировать новые образовательные
результаты современной школы. Настало время для применения проектной
деятельности.
Проектная деятельность – это система или набор заданий,
целенаправленно стимулирующие детские действия, направленные на получение
никогда не существовавшего в практике ребёнка результата. Проект фиксирован во
времени. Он может быть как индивидуальным, так и групповым.
Важнейшей характеристикой проектирования является
различение того, что производится, и того, что в результате получается.
Особенность проекта в том, что при его реализации не задаётся порядок действий,
проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и
действий, с помощью которых будет достигнут результат.
В результате проектной деятельности у младших школьников
могут быть сформированы следующие способности:
- видеть проблему, анализировать сделанное – почему
получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки;
- ставить и удерживать цели;
- планировать;
- моделировать (представлять способ действий в виде
схемы – модели, выделяя всё существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа;
- вступать в коммуникацию.
Проектная деятельность имеет творческую составляющую.
Дети не ограничиваются рамками учебного задания, они вольны придумывать и
фантазировать. Это поддерживает детскую индивидуальность, даёт возможность
опробовать различные пути решения. Благодаря проектной деятельности, уже в
начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными
способами действий, но и возможность пробовать их в модельных ситуациях,
осваивается реальная практика производительности поведения: самоорганизация,
управление собственным поведением и т.д.
Уроки кубановедения – замечательная возможность идти в
ногу с новыми требованиями в образовании, повысить качество обученности своих
учеников. Разделы программы по кубановедению позволяют планировать тематическую проектную
деятельность, а их повторение даёт возможность продолжить работу по проекту и в
последующий год обучения. Например, изучая тему «Полезные ископаемые
Краснодарского края. Их использование», можно организовать индивидуальный или
групповой проект «В гости к гончару», а в среднем звене школы в теме «Искусство
родного края», более детально изучив приёмы работы с глиной, составить проект
«Гончарное ремесло».
Предмет: Кубановедение
Класс: 4
Тип
деятельности: предметная, проектная,
одновозрастная.
Замысел
проекта:
- изучить технологию изготовления глиняной игрушки;
- придумать и опробовать на практике образ своей
игрушки;
- через поделку передать особенность культуры Кубани,
возрождать старые традиции и создавать новые.
Цели и
педагогические задачи:
- освоить приёмы лепки заготовки овальной или яйцевидной
формы, умение выбирать глину стекой;
- если это групповая работа, оценить уровень
сформированности учебного сотрудничества в ходе различных этапов деятельности:
умение распределять задание между участниками, самоконтроль и самооценка в
процессе работы над проектом;
- умение работать по составленному плану.
Планируемый
педагогический результат:
- демонстрация учащимися знаний, полученных ранее на
уроках окружающего мира, рисования, кубановедения;
- умение создать конечный продукт – игрушку-свисток,
работая индивидуально или в группе.
В проекте оценивается:
- творческий подход к работе;
- умение тщательно прорабатывать детали игрушки;
- аккуратное оформление.
Определение этапов
для конкретной работы:
Первый этап: поиск информации по проекту.
Второй этап: лепка и окрашивание игрушки.
Третий этап: защита проекта.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ-СВИСТКА.
План.
Заготовка глины.
Подготовка глины к работе.
Игрушки своими руками.
Последовательность лепки игрушки-свистка.
Роспись игрушки.
Заготовка глины.
Наш Лабинский район богат глиной, она буквально лежит
под ногами. Глина, встречающаяся в природе, разнообразна по составу. Определить
пригодность глины для лепки можно довольно простым способом. Из небольшого
комка увлажнённой глины, взятой для пробы, скатайте между ладонями жгут
толщиной примерно с указательный палец. Затем медленно согните его пополам.
Если при этом в месте сгиба не образуются трещины или их совсем мало, то глина
вполне пригодна для работы.
Заготовка глины.
Глину достаточно хорошо промять и выбрать камушки и
другие включения. Для этого в глину добавляют воду, чтобы она была жидкой,
затем её пропускают через сито и оставляют до высыхания.
После того как глины приобретёт консистенцию густого
теста и перестанет прилипать к рукам, её закрывают плёнкой по начала лепных
работ.
Промин глины – последняя стадия подготовки глиняного
теста, предназначенного для лепки. В руки берут ком глины и раскатывают его
так, чтобы получился удлиненный валик. Потом опять сгибают пополам и обминают
её так, чтобы опять получился округлый ком. И так несколько раз. Если глина
слишком сухая, её обильно сбрызгивают водой.
Игрушки своими руками.
Ярок и красочен живописный язык народной игрушки.
Глиняные игрушки – кошки-копилки, поросята, фигурки людей – зачастую
используются для украшения современного интерьера. Игрушки-свистульки были
известны ещё в глубокой древности. Затем они превратились в детскую забаву. А в
нынешние дни иногда используются в
народных ансамблях как своеобразные музыкальные инструменты. У нас на Кубани их
лепят в виде коней, птиц, козликов и других животных.
Последовательность лепки игрушки-свистка.
Выполняем фигурку игрушки.
Затем при помощи стеки разрезаем почти пополам и убираем
глину из игрушки, оставляя толщину стенок 4 – 5 мм.
При помощи глиняного раствора, склеиваем обе половины
и лопаточками прорезаем отверстия для свистка.
Можно выполнить дополнительные отверстия для свистка.
Затем сушим, обжигаем. После обжига звук свистка
становится звонче и громче.
Роспись игрушки.
Начинать расписывать игрушку надо с самой светлой
краски, затем переходят к более тёмной. Работают гуашевыми красками с
последующим покрытием лаком.
Литература
Социальная сеть Интернет.
Послушная глина. Основы художественного ремесла
[Текст] / Г.Федотов. – М.: Арт-Пресс, 1997.
Энциклопедия для детей. История России [Текст]. – М.:
«Аванта +», 1995.
Исследовательская деятельность младших
школьником: программа, занятия, работы учащихся/ авт. – сост. Е.В. Кривобок,
О.Ю. Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2010.
Технология [Текст]: 4 класс. Методическое пособие/ Т.М.
Рагозина, А.А. Гринёва, И.Б. Мылова. – Академкнига/Учебник, 2010.
|