Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 10:19

МОБУ СОШ №28 им.Героя России С.Н.Богданченко ст.Вознесенской


Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Начальная школа

Программа «Позавтракаем!»
Программа «Позавтракаем!»
Пояснительная записка.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия – постоянные, и значит заменить их ничем нельзя». (Н. Амосов)
Человек должен овладеть искусством здоровой жизни, уметь вести здоровый образ жизни (ЗОЖ).
Один из блоков ЗОЖ – рациональное питание.
Цели данной программы:
- формирование у младших школьников основ культуры как составляющей ЗОЖ.
Данную программу предлагаю реализовать как динамический момент урока (ДМ).
ДМ – групповая форма работы, рассчитанная на передвижение детей по классу или выполнение, стоя у своего рабочего места. Так, например, через 10 – 15 минут, когда дети уже устали сидеть, можно предложить задание, которое требует, чтобы каждый из детей встал или подошёл к доске, демонстрационному столу и т.д.
Представленный материал реализуется в рамках программы «Разговор о правильном питании» (Часть I) и является её дополнением.
Материал решает следующие воспитательные и образовательные задачи:
- расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;
- формирование навыка правильного питания как составной части ЗОЖ;
Материал отвечает следующим принципам:
- возрастная адекватность – соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;
- научная обоснованность – содержание материала базируется на данных исследований в области питания детей;
- практическая целесообразность – содержание материала отражает актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей младшего школьного возраста;
- необходимость и достаточность представляемой информации – детям предоставляется объём информации, касающийся правильного питания, которым они реально могут воспользоваться в реальной жизни и который имеет для них практическую значимость.
Использование представленного материала «Позавтракаем!» в рамках программы «Разговор о правильном питании» направлено на достижение следующих результатов:
- полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
- дети смогут оценивать свой рацион с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ.
Нижеприведённый материал является вкраплением в организацию уроков математики, окружающего мира, литературного чтения, ИЗО  общеобразовательных школ и рассчитан на 1 – 3 минуты.
Сроки реализации данного материала определяются самим педагогом.

Первый блок «Путешествие по городу Ням-Нямску»
Цель: формирование потребности в рациональном питании.

Кричалка «Завтрак второклассника»
Ведущий: Для хорошего завтрака второкласснику надо…
(Дети дружно отвечают словами «Да!» или «Нет!»)
- Яйца и каша!
- Молока, простокваша!
- Конфеты, шоколадки!
- Пастилки, мармеладки!
- Сыр, кефир!
- Торт, зефир!
- Пирожное, мороженое!
- Запеканка творожная!
- Яблоко и груша!
На здоровье кушай!

Песня – забава «Как у тётушки Арины…»
(выполняют движения руками и ногами)
Как у тётушки Арины
Располным-полно детей (разводят руки в стороны).
Они ели витамины –
Вот и выросли детины: (показ)
С та-акими глазами!
С та-акими бровями!
С та-акими носами!
С та-акими ушами!
С та-акими губами!
С та-акими плечами!
С та-акими руками!
С та-акими ногами!
Пили соки, ели фрукты,
Разом делали вот так…(хлопок, руки в боки)
Всё на тётушки глядели,
Разом делали вот так…(подпрыгивание, хлопки, стоят на одной ноге, стойка «ласточка» и т.д.)

Игра «Кушай – слушай!»
Ведущий называет продукты питания. Продукты, которые должны чаще попадать в рацион – дети хлопают, реже – топают.
Молоко, яблоки, орехи, чипсы, сливочное масло, сметана, газированные напитки, соки, мясо, рыба, вареники, пирожное, морковь, конфеты, кефир, каша, торт, макароны, пельмени, творог, овощи, яйца, ягоды, пирожки, суп, борщ и т.д.

Игра  «Светофор здоровья»
Учитель показывает кружки трёх цветов: красный, жёлтый, зелёный. Дети называют фрукты и овощи этих цветов.
Красный: помидор, клубника, яблоко, редис, вишни, смородина и т.д.
Жёлтый: лимон, абрикос, банан, дыня, грейпфрут, груша, яблоко и т.д.
Зелёный: фейхоа, огурец, капуста, арбуз, кабачки, яблоки и т.д.

Игра «Угадайка»
Ведущий: Малыш и Карлсон очень любят играть в игру «Угадайка». Карлсон прячет в руке какой-нибудь предмет, и Малыш должен угадать, что там. Предмет должен быть съедобным.
Можно задавать любые вопросы, например: «Это полезный продукт?», «Чем полезен?», «Это вкусный продукт?», «Какого цвета?», «Какой на вкус?» и т.д.  Нельзя только спрашивать «Что это такое?»
Можно использовать карточки с рисунками продуктов питания, а вместо наводящих вопросов – загадки.

Второй блок «Наши друзья – витамины»
Цели: знакомство с витаминами, определение их пользы и значения для здоровья человека.
«Парад витаминов»
(карточки – названия витаминов)
Учитель: Сегодня мы начинаем знакомство с витаминами. Своё название витамины получили от латинского слова «вита» - жизнь, т.е. они жизненно необходимы для человека. Витамины бывают разные. Их существует более 30. Как и у человека, у каждого витамина есть своё имя. Называют их буквами алфавита. А представляют их сказочные герои ваших любимых книг.
Витамин А
«Объяснялки» Синеглазки
Этот витамин улучшает зрение, способствует росту, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, оздоравливает кожу.
Содержится в моркови, сливочном масле, молоке, яйцах, рыбьем жире, капусте, облепихе, щавеле (учитель называет продукт – дети делают хлопок в ладоши; возможен показ карточек с продуктами или самих продуктов).
Витамин С
«Объяснялки» Братца Кролика
Этот витамин повышает сопротивляемость организма к инфекциям, помогает быть энергичным, поддерживает в здоровом состоянии дёсны, зубы, кости.
Содержится в чёрной смородине, шиповнике, апельсинах, красном перце, помидорах, клюкве, капусте, зелёном луке.
Витамин D
«Объяснялки» Морского Гридига
Витамин нужен для роста организма и особенно важен для нормального роста и развития костей и зубов у детей. Витамин D может сам образовываться в организме под влиянием солнечных лучей.
Продукты, содержащие этот витамин: рыбий жир, яйца, молоко, сливочное масло, икра рыб.
Витамин Е
«Объяснялки» Василисы Прекрасной
Он помогает работе сердца, оздоравливает кожу, замедляет старение.
Содержится витамин Е в яичном желтке, подсолнечном масле, говяжьей и тресковой печени, арахисе, облепихе, шиповнике, черноплодной рябине.
Витамин В (В1, В2, В3, В6, В9, В12)
«Объяснялки» Железного Дровосека
Этот витамин необходим для хорошей работы сердца. Витамин В отвечает за то, чтобы было хорошее настроение.
Содержится в зёрнах, ржаном и пшеничном хлебе, орехах, фасоли, горохе, бобах, мясе, картофеле, моркови, бананах, гречневой и ячневой крупах.
Витамин Р (РР)
«Объяснялки» Робина Бобина Барабека
Витамин отвечает за нормальную работу органов пищеварения, помогает работе сердца.
Содержится в чёрной смородине, апельсинах, плодах шиповника, капусте, помидорах, говядине, рыбе, крупах (рисовой, гречневой, овсяной, перловой, ячневой), зелени (петрушке, укропе, шпинате, салате), абрикосах, персиках, картофеле.
Витамин К
«Объяснялки» Гостеприимного Барсука
Необходим нормальной работе печени, нужен мышцам, помогает заживлению ран, повышает иммунитет.
Содержится в капусте, тыкве, моркови, картофеле, томатах, шпинате.
Витамин F
«Объяснялки» Мальвины
Он нужен для нормального роста ребёнка, повышает иммунитет. Этот витамин играет важную роль в работе нервной системы.
Витамин F содержится в масле (ореховом, соевом, льняном, подсолнечном, оливковом) и животных жирах.

Речёвка.
С витаминами мы дружим
И здоровыми растём,
Никогда не унываем,
Очень весело живём.
Витаминная семья
Вся очень полезная.
Витамины кушайте,
Папу с мамой слушайте.

Третий блок «Витаминная семья»
Цели: формирование у школьников знаний о культуре питания;  знакомство с витаминами и продуктами, в которых они  содержатся.
Дидактические игры (Приложение 1)
Расскажи, в каких продуктах содержится витамин D, раскрась рисунок (урок ИЗО).
Расскажи, в каких продуктах содержится витамин В, раскрась рисунок.
Расскажи, в каких продуктах содержится витамин А, раскрась рисунок.
Расскажи, в каких продуктах содержится витамин С, раскрась рисунок.
Расскажи, в каких продуктах содержится витамин Е, раскрась рисунок.
Расскажи, в каких продуктах содержится витамин Р, раскрась рисунок.

Игра «Супермаркет».
На демонстративном столе расставлены карточки с изображением разных продуктов (муляжи). «Купив» продукт, дети должны объяснить, какой витамин он содержит.
Игра «Где спрятался витамин».
Учитель называет витамин, а дети поднимают карточки с изображением продуктов, в которых он содержится.
Игра «Узнай витамин».
Учитель читает стихотворение, а дети должны догадаться, о каком витамине идёт речь, и поднять карточку с соответствующей буквой – А, В, С, D:
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую
Или пьёт морковный сок. (Витамин А)
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Чёрный хлеб полезен нам.
И не только по утрам. (Витамин В)
Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный – надо пить.
Он спасает от болезней:
Без болезней – лучше жить! (Витамин D)
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он. (Витамин С)
                     (Л. Зильберг)

Четвёртый блок «Задачи»
Цель: пропаганда правильного питания.

Ох, недаром говорят:
Витамины все подряд
Уродились в огороде!
И при всём чесном народе
Мы решили посчитать,
Сколько будет их опять.
4 грядки лука, 3 грядки чеснока.
Вот смотрят свысока
2 грядки кукурузы,
5 грядок помидоров.
На каждой грядке по 10 растений.
Ты сосчитаешь без сомнений,
Сколько растений полезных
Спасут меня от всех болезней?

Полезней яблок для здоровья нет.
Я ем их ежедневно на обед.
Беру корзину, в сад иду
И рву их прямо на ходу.
5 – жёлтых, 3 – слегка зелёных,
6 – красных, солнцем опалённых.
Я спрошу у Кошлатой Алины,
Сколько яблок у меня в корзине?

Посадил я капусты 3 грядки.
Значит, будет здоровье в порядке.
На каждой грядке – 20 растений
Я посадил без сожалений.
И борщ, и щи, и суп капустный
Полезны всем и очень вкусны.
Сколько растений капусты –
Всего на моей даче
Принесут мне здоровье,
Принесут удачу?

Кто любит витаминный чай,
Тот летом, братцы, не зевай!
Я собрал ведро малины,
И ежевики, и калины,
И земляники душистой припас.
Я разложил свой огромный запас
В 10 коробок бумажных,
По 5 кг в коробке каждой.
А теперь спрошу у вас:
Сколько килограммов ягод я припас?

Пятый блок «В продуктовом магазине»
Цели: дать представление о полезных продуктах и здоровом питании;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;
- корректировать вредные пищевые пристрастия.

Игра «В продуктовом магазине»
Продуктовый магазин
У нас в станице не один.
Продаются в них продукты:
Мясо, хлеб, конфеты, фрукты,
Крупы, рыба и фасоль
Лист лавровый, сахар, соль.
Продукты разные здесь есть.
Какие? Всех нам их не счесть.
Учитель: Начинаем экскурсию в разные отделы продовольственного магазина. Сегодня сходим за покупками в молочный отдел. (Каждый ребёнок выбирает из карточек, на которых написаны названия продуктов, те продукты, которые они купили в данном отделе.)
Защита молочных продуктов.
Творог, молоко, кефир,
Сметана, ряженка и сыр.
В них витамины А и В,
А самое главное – кальций.
Нужен он очень и мне, и тебе.
И старым он нужен, и малым.
Ешьте побольше продуктов молочных,
Крепкими будут и зубы, и кости.

Мясные продукты.
С детства мы любим колбаску молочную,
Сосиски, сардельки, котлетки из мяса.
Блюда мясные – они, между прочим,
Помогают наращивать мышечную массу.
Кто мяса не ест – раздражен, апатичен
И окружающим не симпатичен.

Мучные изделия.
И утром, и днем, и в обед, и на ужин
Нам хлеба батон обязательно нужен.
Хлеб белый и чёрный, и мне что-то кажется,
От бубликов вкусных никто не откажется.
Печенье, пирожные, пряники к чаю,
Хлеб – это жизнь, каждый истину знает.

Бакалея
Ты в бакалею зайди невзначай
Здесь сахар, конфеты, кофе и чай.
Но помните, взрослые, знайте, ребята:
Сахар полезен, но только лишь в меру.
Можно варенье сварить для примеру,
В чай положить или в манную кашу,
Память поможет улучшить он нашу.
Но тот, кто конфет съест большое количество,
Болью зубною вскоре замучится.

«Вредные продукты»
Купите нас, купите нас,
Мы развлечём вас всех сейчас.
Похрустите чипсами, налейте себе «Пепси»,
И «Кириешки» вкусные будут здесь не лишними.
Вы нас почаще кушайте и никого не слушайте.

Рыба
Рыбные продукты
Расти нам помогают.
Рыбные продукты
Здоровье сохраняют.
В12 – витамин
Нужен в каждый организм.

Шестой блок «Ягодная страна»
Цель: закрепить и расширить знания о влиянии витаминов на здоровье человека.
Игра «Узнай меня»
Эту ягоду называют «сборная костянка». Она состоит из маленьких ягодок, плотно прижатых друг к другу. Внутри каждой крошечной ягодки прячется зёрнышко…  (Малина)
Малина – целебная ягода! Она богата витаминами В и С; содержит салициловую кислоту, что делает её полезной при простуде. Малина – любимая русская ягода. На Кубани она растёт в каждом дворе.
Осенним днём на этом ветвистом кустарнике или небольшом деревце ярко алеют гроздья спелых ягод. На вкус ягоды кисло-сладкие, с лёгкой горчинкой. Но после первых заморозков они становятся слаще, вкуснее и ароматнее… (Калина)
В ягодах калины содержится много полезных веществ: сахара, витамин С, пектин, каротин и др.
Ягоды этого травянистого растения – небольшие, ярко-красные, похожие на капельку. В мякоти видны маленькие светло-коричневые семечки. Под тяжестью ягоды тонкий стебелёк поникает до самой земли – это свойство и дало название ягоде… (Земляника)
В ягодах земляники содержится большое количество витамина С. Лечебные чаи и отвары пьют при простудах.
Ведущий:  Земляника не проста!
Выглянет из-под листа
Да и спрячется опять.
Чтобы ягодку сорвать,
Надо не лениться,
Надо наклониться.
     (Дети имитируют движения сбора ягод)

Литература:
Использованы материалы газет для учителей начальных классов:
«ПедСовет», №1, 2009
«Педагогическое творчество», №!, 2008; №6, 2009
«ШИК», №6,2008
«Формирование здорового образа жизни у младших школьников» Авт.-сост. Т.Н.Захарова и дт. – Волгоград: Учитель, 2007


Приложение 2.
Тест для оценки уровня усвоения детьми
использованной методики.
(Может быть проведён в письменной или устной форме.)
Ф И ученика (цы)__________________________________ Класс_______

Если мне надо выбрать шоколад или яблоко, я выбираю
___________________, потому что это ________________________.

Если мне надо выбрать пирожное или виноград, я выбираю
___________________ , потому что это ________________________.

Если мне надо выбрать орехи или чипсы, я выбираю ____________,
потому что это __________________.

Если мне надо выбрать сок или «Пепси», я выбираю ____________,
потому что это ___________________.

Если мне надо выбрать салат овощной или майонезный, я выбираю
_______________, потому что это _________________.


Приложение 3
Отзыв родителей
об эффективности предложенной методики.
ФИО родителей__________________________________________________
ФИ ребёнка_______________________________________ Класс_________

Повысилась ли осведомлённость учащихся о правилах рационального питания в связи с использованием методики «Позавтракаем!» в рамках программы «Разговор о правильном питании»?
_______________________________________________________
Вызвало ли изменение в поведении Ваших детей использование данной методики в отношении собственного питания? Каким образом?
_______________________________________________________
Повлияло ли это на организацию питания детей в Вашей семье?
_______________________________________________________







Категория: Начальная школа | Добавил: fizik1 (26.03.2012)
Просмотров: 1371 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
входа
Полезные ссылки
  • Министерство просвещения Российской Федерации
  • Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
  • Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
  • ГКУ КК Центр оценки качества образования
  • ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края
  • ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»
  • Управление образования Муниципального образования Лабинский район
  • Сетевой город. Образование
  • Анкета получателей образовательных услуг (НОК-2021)
  • Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz