Шилова
Татьяна Александровна
Муниципальное образовательное бюджетное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 28 имени Героя России Сергея
Николаевича Богданченко станицы Вознесенской Лабинского района, учитель
начальных классов. (тел: 89284026298, shilov-family85@yandex.ru)
Проектная
деятельность на уроках кубановедения.
В последнее время российское образование
вступило в эпоху модернизации. Педагогическая задача учителя начальной школы –
вовлечь детей в размышление о том, что неизвестно, формировать новые
образовательные результаты современной школы. Настало время для применения
проектной деятельности.
Проектная деятельность – это система или
набор заданий, целенаправленно стимулирующие детские действия, направленные на
получение никогда не существовавшего в практике ребёнка результата. Проект фиксирован
во времени. Он может быть как индивидуальным, так и групповым.
Важнейшей характеристикой проектирования
является различение того, что производится, и того, что в результате
получается. Особенность проекта в том, что при его реализации не задаётся
порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых
средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат.
В результате проектной деятельности у
младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- видеть проблему, анализировать
сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки;
- ставить и удерживать цели;
- планировать;
- моделировать (представлять способ
действий в виде схемы – модели, выделяя всё существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске
способа;
- вступать в коммуникацию.
Проектная деятельность имеет творческую
составляющую. Дети не ограничиваются рамками учебного задания, они вольны
придумывать и фантазировать. Это поддерживает детскую индивидуальность, даёт
возможность опробовать различные пути решения. Благодаря проектной
деятельности, уже в начальной школе у детей появляется не только возможность
овладения культурными способами действий, но и возможность пробовать их в
модельных ситуациях, осваивается реальная практика производительности
поведения: самоорганизация, управление собственным поведением и т.д.
Уроки кубановедения – замечательная
возможность идти в ногу с новыми требованиями в образовании, повысить качество
обученности своих учеников. Разделы программы по кубановедению позволяют планировать тематическую проектную
деятельность, а их повторение даёт возможность продолжить работу по проекту и в
последующий год обучения. Например, изучая тему «Полезные ископаемые
Краснодарского края. Их использование», можно организовать индивидуальный или
групповой проект «В гости к гончару», а в среднем звене школы в теме «Искусство
родного края», более детально изучив приёмы работы с глиной, составить проект
«Гончарное ремесло».
Предмет:
Кубановедение
Класс:
4
Тип
деятельности: предметная, проектная, одновозрастная.
Замысел
проекта:
- изучить технологию изготовления глиняной
игрушки;
- придумать и опробовать на практике
образ своей игрушки;
- через поделку передать особенность
культуры Кубани, возрождать старые традиции и создавать новые.
Цели
и педагогические задачи:
- освоить приёмы лепки заготовки
овальной или яйцевидной формы, умение выбирать глину стекой;
- если это групповая работа, оценить
уровень сформированности учебного сотрудничества в ходе различных этапов
деятельности: умение распределять задание между участниками, самоконтроль и
самооценка в процессе работы над проектом;
- умение работать по составленному
плану.
Планируемый
педагогический результат:
- демонстрация учащимися знаний,
полученных ранее на уроках окружающего мира, рисования, кубановедения;
- умение создать конечный продукт – игрушку-свисток,
работая индивидуально или в группе.
В проекте оценивается:
- творческий подход к работе;
- умение тщательно прорабатывать детали
игрушки;
- аккуратное оформление.
Определение этапов для конкретной работы:
Первый
этап:
поиск информации по проекту.
Второй
этап: лепка и окрашивание игрушки.
Третий
этап:
защита проекта.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ-СВИСТКА.
План.
1. Заготовка
глины.
2. Подготовка
глины к работе.
3. Игрушки
своими руками.
4. Последовательность
лепки игрушки-свистка.
5. Роспись
игрушки.
1.
Заготовка
глины.
Наш Лабинский район богат глиной, она
буквально лежит под ногами. Глина, встречающаяся в природе, разнообразна по
составу. Определить пригодность глины для лепки можно довольно простым
способом. Из небольшого комка увлажнённой глины, взятой для пробы, скатайте
между ладонями жгут толщиной примерно с указательный палец. Затем медленно
согните его пополам. Если при этом в месте сгиба не образуются трещины или их
совсем мало, то глина вполне пригодна для работы.
2.
Заготовка
глины.
Глину достаточно хорошо промять и
выбрать камушки и другие включения. Для этого в глину добавляют воду, чтобы она
была жидкой, затем её пропускают через сито и оставляют до высыхания.
После того как глины приобретёт
консистенцию густого теста и перестанет прилипать к рукам, её закрывают плёнкой
по начала лепных работ.
Промин глины – последняя стадия
подготовки глиняного теста, предназначенного для лепки. В руки берут ком глины
и раскатывают его так, чтобы получился удлиненный валик. Потом опять сгибают
пополам и обминают её так, чтобы опять получился округлый ком. И так несколько
раз. Если глина слишком сухая, её обильно сбрызгивают водой.
3.
Игрушки
своими руками.
Ярок и красочен живописный язык народной
игрушки. Глиняные игрушки – кошки-копилки, поросята, фигурки людей – зачастую
используются для украшения современного интерьера. Игрушки-свистульки были
известны ещё в глубокой древности. Затем они превратились в детскую забаву. А в
нынешние дни иногда используются в
народных ансамблях как своеобразные музыкальные инструменты. У нас на Кубани их
лепят в виде коней, птиц, козликов и других животных.
4.
Последовательность
лепки игрушки-свистка.
Выполняем фигурку игрушки.
Затем при помощи стеки разрезаем почти
пополам и убираем глину из игрушки, оставляя толщину стенок 4 – 5 мм.
При помощи глиняного раствора, склеиваем
обе половины и лопаточками прорезаем отверстия для свистка.
Можно выполнить дополнительные отверстия
для свистка.
Затем сушим, обжигаем. После обжига звук
свистка становится звонче и громче.
5.
Роспись
игрушки.
Начинать расписывать игрушку надо с самой
светлой краски, затем переходят к более тёмной. Работают гуашевыми красками с
последующим покрытием лаком.
Литература
1. Социальная
сеть Интернет.
2. Послушная
глина. Основы художественного ремесла [Текст] / Г.Федотов. – М.: Арт-Пресс,
1997.
3. Энциклопедия
для детей. История России [Текст]. – М.: «Аванта +», 1995.
4. Исследовательская деятельность младших
школьником: программа, занятия, работы учащихся/ авт. – сост. Е.В. Кривобок,
О.Ю. Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2010.
5. Технология
[Текст]: 4 класс. Методическое пособие/ Т.М. Рагозина, А.А. Гринёва, И.Б. Мылова.
– Академкнига/Учебник, 2010.
|