Жирнова
Елена Петровна
Духовно –
нравственное воспитание в классах и группах казачьей направленности.
"Надо твердо помнить, что
все пережитое нашим народом
окажется напрасным, а сами мы станем предателями
и изменниками великого русского дела, если не сделаем
должных выводов из горького опыта, доставшегося
нам безмерной, невосполнимой ценой. Стоит лишь начать,
и Господь Всемогущий подаст нам силы на духовную брань,
чистую жизнь и благие дела!"
(Митрополит Санкт-Петербургский и
Ладожский Иоанн)
Проблема
духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда
остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного
возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным
образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством
чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии
заменить любовь, веру, сострадание.
В
настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно
обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли
религии и, в частности, православия в нём.
Для
решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметного курса,
методики преподавания, но и умение направить свою деятельность на
духовно-нравственное воспитание учащихся.
Что такое
духовность и нравственность? Обратимся к словарю С.И.Ожегова:
Духовность-это
религиозность: познание Бога и следование Его заповедям;
Духовность-продукт
и основание общечеловеческих культурных ценностей, проявление « человеческого в
человеке».
Нравственность-это
внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические
нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Духовность
и нравственность существуют в неразрывном единстве. При их отсутствии
невозможно полноценное существование личности и культуры. Нравственность
регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными
принципами определённого мировоззрения. В основе нравственности лежит
безусловное и неисторическое религиозное начало.
Традиционные
российские религии (православие) -представление о вере, духовности, религиозной
жизни человека, толерантности.
К
духовно-нравственному воспитанию отнесена толерантность, толерантные отношения.
Термин «толерантность» объясняется, как терпимость, стремление и духовный путь
испытаний, получая особый дар – сострадальческой любви, умение лечить заблудшие души.
Новая
школа России – это школа, построенная на устойчивом основании отечественных
духовно-нравственных и педагогических традиций, приобщая детей к духовной
культуре и морали народов России, российского общества, строящая свою учебную и
воспитательную работу в тесной связи с семьями учащихся, местным сообществом, в
том числе традиционными религиозными организациями.
МОБУ СОШ
№28 имени Героя России С.Н. Богданченко работает под девизом « Добро,
справедливость, любовь», где особое место отведено духовно-нравственному
воспитанию учащихся, основанному на
приобщении к культурным ценностям, национальному наследию.
В нашей
школе с первого класса введены курсы «Кубановедения», « Основы православной
культуры», где учащиеся знакомятся с культурой народов, историей прошлого
Кубани, традициями, бытом наших дедов и прадедов, праздниками православной
культуры.
На родительских собраниях, совместных
мероприятиях с родителями, мы, учителя, часто слышим от родителей, что дети
стали более внимательно и уважительно относиться к вере, культуре,
мировоззренческим особенностям своих товарищей, проявляют больше интереса к
духовным вопросам и нравственной тематике.
С 18 сентября 2011 года с благословления
настоятеля Свято-Троицкого храма отца Михаила в станице Вознесенской при храме
открыта воскресная школа для казачат.
Ребята 3,4,5,7 классов с огромным удовольствием посещают школу при храме. Матушка
Светлана занимается духовным песнопением. Она говорит, что пение очищает
детскую душу от их неосознанных дел. Колкова С.П. (заведующая детской
библиотекой), учитель года – 2008 по основам православной культуры, рассказывает
детям о православных праздниках, готовит ребят к выступлениям в храме, школах,
домах престарелых, Доме культуры и т. д. А прихожанка храма Шепилова А.М. с
детьми изготавливает поделки на праздники. Матушка Светлана, учитель Колкова
С.П. на примерах жизни и деятельности святых прививают такие качества, как милосердие,
миролюбие, честность, терпение, незлобивость. Ребята больше узнают о
православных праздниках, традициях наших предков- казаков; разучивают
православные песни, стихотворения, а затем выступают в школах, в доме
престарелых, Доме культуры. Станичники благодарят ребят за выступления, за то, что не забывают
казачата православные традиции.
14 октября традиционно дети участвуют в
православном празднике Покрова Пресвятой
Богородицы. Казачата не только заняты в праздничном молебне в храме, но и
выступают перед прихожанами с церковными песнопениями, рассказывают об истории
праздника, о престоле Пресвятой Богородицы, который находится в храме.
Большое
событие в станице, когда в храм доставляются мощи святых. Казачата участвуют в
крестном ходе, прикасаются к мощам святых, желают здоровья друг другу, своим
родителям. По словам ребят, они испытывают радость, легкость души, им хочется
совершать больше добрых дел, помогать пожилым людям.
Ежегодно
совместно с Свято-Троицким храмом в школе проводится Рождественская ёлка для
казачат. Накануне Рождества ребята готовят песнопения, православные
стихотворения о рождении Иисуса Христа,
вместе с матушкой ходят по домам станичников с колядками. Станичники
одаривают детей конфетами, благодарят за возрождение православных традиций.
Казачата
принимают активное участие совместно с
Домом культуры в мероприятии «Пасхальные концерты». В концерте принимает
участие протоирей Свято-Троицкого храма Михаил (Гуров). Дети показывают театрализованные
представления из жизни Иисуса Христа в Светлое Воскресение Христово. На
празднование Пасхи казачата выступают перед станичниками с театрализованным
представлением на тему: «Почему христиане на Пасху красят куриные яйца».
Значимость
этих концертов высоко оценивают общественность станицы, родители. Дети любят
свою культуру, несут её в народ, не забывают традиции предков, духовно обогащаются.
На
каникулах казачата совершают экскурсии в Краснодар, Армавир, Лабинск,
Свято-Афонскую-Закубанскую пустынь (мужской монастырь п. Победы). Огромные
впечатления остаются у ребят от познания
нового при посещении музеев, храмов. Знакомятся с достопримечательностями и
памятниками, а также со знаменитыми старинными улицами городов. После поездок
детей просто не узнать, в хорошем смысле, они чувствуют ответственность друг перед другом, крепнут доброта,
дружба.
В жизни
сталкиваешься с такими ситуациями, что видишь и убеждаешься, как обыкновенные
люди наделены высокими нравственными качествами, такими как сострадание,
доброта, милосердие. Одним из примеров явилась поездка наших детей в Свято-Афонскую пустынь
республики Адыгея. Монахи монастыря показали пример сочувствия, доброты,
отзывчивости.
Ребята с
учителями не могли вернуться домой, так как сломался школьный автобус.
Неожиданно на помощь пришли монахи. Они
накормили и обогрели детей, помогли достать новые автозапчасти для автобуса и благословили всех на обратный
путь.
Всю дорогу
дети говорили о доброте, отзывчивости, сострадании монахов. По приезду ребята воодушевлённо
рассказывали своим родителям, родственникам о простых людях, которые в любую минуту готовы прийти
на помощь.
Оказывается,
чтобы завоевать сердца детей, не надо ворошить горы, а просто оказать помощь в
трудную минуту.
Организация
постоянного взаимодействия церкви, школы и родительского сообщества позволит успешно
преодолеть все трудности и вернуть в нашу школу традиционное духовно-нравственное образование народов
России, тем самым восстановить воспитательные функции школы, повысить уровень
общественной морали в стране, обеспечить не только «самосохранение», но и возрождение
нашего народа, устойчивое развитие Российского государства.
Работая в
таком направлении, можно с уверенностью сказать, что мы воспитываем из казачат
и молодёжи – надёжных патриотов и защитников России, наделённых
духовно-нравственными качествами.
Казаки –
это народ, имеющий свою культуру, историю, традиции и память, славное прошлое и
славное будущее. В казачестве общее всегда было выше личного. Казаки всегда
служили, служат и будут служить родной земле – Святой Православной Руси, казаки
всегда жили, и будут жить в дружбе и взаимоуважении с другими народами,
населяющими Отечество.
Принадлежность
к казачеству, дела и заветы предков дают нам право с гордостью сказать: «Слава
Тебе, Господи, что мы казаки!»
Используемая
литература:
1.Калиненко В.А. Опыт создания воспитательного
пространства в работе Лабинского казачьего отдела.
2.Бондарева Н.А. Социокультурные ценности линейного
казачества как системообразующее содержание в духовно-нравственном воспитании.
3. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.
4.Положение о классе казачьей направленности МОБУ
СОШ №28.
5.План воспитательной работы МОБУ СОШ №28.
Муниципальное
образовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 28
имени Героя России Сергея Николаевича Богданченко
станицы Вознесенской
муниципального образования
Лабинский район
Жирнова Елена Петровна
Статья из опыта работы.
По вопросам духовно – нравственного воспитания подрастающего
поколения Кубани, как способ развития и поддержки классов казачьей
направленности. |