Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 06:59

МОБУ СОШ №28 им.Героя России С.Н.Богданченко ст.Вознесенской


Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Физическое воспитание и спорт

Туризм_и_спортивное_ориентирование__(из_опыта_работы И.Е.Мацкевича)

Туризм и спортивное ориентирование как средство приобретения жизненно важных навыков.

(из опыта работы учителя физической культуры МОБУ СОШ № 28 станицы Вознесенской Лабинского района Краснодарского края Мацкевича Иосифа Евгеньевича).

 

     Туристический поход, трасса соревнований по спортивному ориентированию – это не только километры, пройденные от пункта   А  до пункта Б, что само по себе очень важно, но и приобретение жизненно важных навыков.  Здесь воспитываются дружба, товарищество, взаимопомощь, вырабатываются самостоятельность, наблюдательность, быстрота реакции, логичность мышления.

     Работая долгие годы учителем физической культуры, я обратил внимание на то, что школьники  активно усваивают материал в одном случае - если они заинтересованы. После небольших раздумий, я решил завлечь ребят туризмом и ориентированием. Почему именно туризмом? Ответ прост. Занятия проходят на свежем воздухе, на природе, а сколько нового и интересного! Все это дает дополнительный заряд бодрости и здоровья, закалку организма естественными факторами природы.

     Проанализировав свой опыт и опыт других учителей, работающих в этом направлении, я решил применить элементы спортивного ориентирования на уроках кроссовой подготовки. Ребятам неинтересно на уроках кроссовой подготовки - утомительно и монотонно.  Поэтому я рисую для учеников  карту территории,  прилегающей к школе. На первом уроке знакомлю ребят с этой картой, с условными знаками, объясняю, что такое  контрольный пункт (КП) и как правильно читать карту. После этого класс делится на группы, каждая получает карту с нанесёнными КП, и ученики бегут по указанному маршруту.  У меня есть возможность на каждом уроке менять маршрут, ребята с удовольствием ищут контрольные пункты, они уже не думают о тех километрах, которые необходимо преодолеть, они соревнуются друг с другом: кто быстрее придёт к финишу. Уроки проходят на  высоком эмоциональном уровне. Ученики с удовольствием идут на занятия, получая заряд бодрости и здоровья.  

     В вариативную часть  программы по физической культуре я тоже включаю уроки по туризму и спортивному ориентированию

     Кроме того,  уже несколько лет учащиеся нашей школы посещают занятия в кружке туризма и спортивного ориентирования. Здесь они приобретают теоретические и практические навыки в обращении с компасом и картой, учатся  ориентироваться на местности по естественным предметам, тренируются в умении правильно и быстро устанавливать палатку, разводить костер, укладывать рюкзак, оказывать первую медицинскую помощь. Желающих участвовать в работе туристического кружка очень много. По возможности принимаем всех.

 Дети любят путешествовать. Как много замечательного таится для ребят в словах  «туристический поход», как много желающих бывает принять участие в нем! Туристические походы служат средством физического воспитания  учащихся: здесь активный отдых сочетается со спортивными элементами. Кроме того, при преодолении возникающих в походе трудностей вырабатываются определенные жизненные навыки: выносливость, смелость, решительность, инициатива.

      В своей работе я начинал с однодневных походов и походов выходного дня в окрестностях станицы Вознесенской. Знакомил ребят с правилами поведения в дикой природе.  С детьми изучал растительный и животный мир. Ребята отдыхали на свежем воздухе, набирались сил, укрепляли здоровье и готовились к более серьезным испытаниям – туристическим слётам.

Эти интереснейшие мероприятия  проходят  у нас ежегодно, и школьники  ждут их с нетерпением. Кроме технических видов учащиеся  демонстрируют свое поварское искусство, творчество в рисунках. Особое внимание  всех школьников обращаем на бережное отношение к природе, на красоту родного края.

Во время подготовки к турслёту ребята-кружковцы работают в качестве младших инструкторов по туризму. В каждый класс направляется инструктор, который оказывает необходимую помощь: показывает, как правильно вязать узлы, ставить палатку, переправляться по бревну, разжигать костер и т.д.

На школьном турслёте ребята стараются не подвести своих «учителей» и выступить достойно. Для кружковцев это тоже хорошая практика. Качественному проведению турслёта помогает хорошая организация: торжественное открытие, проведение соревнований, подведение итогов, награждение победителей, закрытие. Заканчивается турслёт обедом на свежем воздухе.

 Работа  кружка туризма и спортивного ориентирования не ограничивается этими мероприятиями.  Особое внимание  мы уделяем подготовке к многодневным походам и соревнованиям. Для этого выезжаем на полигон  станицы  Зассовской. Здесь ребята приобретают практические навыки и умения по туризму и спортивному ориентированию. Сборная команда школы на протяжении многих лет защищает  честь нашего района на краевых соревнованиях. За эти годы ребята побывали в разных уголках Краснодарского края: Геленджик, Адербиевка, Новороссийск, Абинск, Крымск, Майкоп, Армавир, Курганинск…  Географию родного края мы учим не по учебнику. С соревнованиями  приходит опыт. Мои ученики Мацкевич Владимир, Ладыгина Рита, Коваленко Наташа, Грищенко Наташа являются призёрами краевых соревнований.  А Сапёлкина Людмила  включена в состав сборной края и выступала на Всероссийских соревнованиях. Хорошие традиции продолжаются: в этом году моя воспитанница Варавина Елена стала чемпионкой Курганинского района.

Сменяются поколения школьников, каждый год уходят из школы лучшие туристы, но на их место приходят другие, которые стараются продолжить победные традиции своих товарищей. Секрет прост: в кружке занимаются ребята разных возрастов, старшие учат младших, помогают им овладеть секретами туристского мастерства. Первые наши туристы сами уже стали взрослыми людьми. Так, Пигорев Сергей и Окороков Александр связали свою жизнь с туризмом, работают спасателями. Многие мои ученики стали учителями и продолжают начатое дело с детьми, водят их походы.      За это время ребята побывали в разных ситуациях, но всегда выходили победителями и возвращались домой здоровыми и бодрыми.

      В заключение хочу привести пример того, как при помощи туризма мой ученик победил болезнь. Он занимался  в кружке с третьего класса и сразу же показал отличные результаты: стал чемпионом края в своей возрастной группе. После этого было много соревнований и походов, но в одном из них  болезнь подстерегла его. Диагноз врачей – ревматизм сердца – и, как следствие, - запрет заниматься спортом. Те, кто увлекается туризмом, поймут, как это трудно -  быть отлучённым от любимого дела.

После длительного лечения и консультаций  с врачами мальчику разрешили ходить в походы при одном условии: очень малые нагрузки, иначе - обострение и опять больница. Парень ходил на все тренировки, но при этом строго соблюдал рекомендации врача,  я дозировал ему нагрузку, следил за  состоянием здоровья. Постепенно нагрузки увеличивались. Каждый год мальчик проходил обследование у врача и с каждым годом всё дальше уходил от болезни. В десятом классе он уже был здоров, и врачи разрешили участвовать в соревнованиях. В том же году парень стал чемпионом  района, успешно выступил на краевых соревнованиях в г. Горячий Ключ, а в 11 классе повторил свой успех. После этого были служба в армии в республике Дагестан, участие в боевых действиях, награждение крестом «За службу на Кавказе» . В настоящее время молодой человек проходит службу по контракту в качестве инструктора по горной подготовке.

Так что туризм и спортивное ориентирование кроме спортивных результатов  дают закалку  и здоровье на всю жизнь, прививают любовь к природе, родному краю. Наши ребята готовы к жизненным трудностям.

 

Список использованной литературы.

 

1.     Булгаков А.А. «На два дня в конце недели».

2.     Верба И.А. Туризм в школе: Книга руководителя путешествия.

3.     Зубович С.Ф. Первые шаги в ориентировании

4.     Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика.

5.     Кодыш Э.Н. Соревнования туристов.

6.     Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы.

7.     Минделевич С.Н. Пора в поход.

8.     Сергеев В.Н. Туризм и здоровье.

9.     Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста.

10.                       Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные.

Категория: Физическое воспитание и спорт | Добавил: fizik1 (19.03.2013)
Просмотров: 2052 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
входа
Полезные ссылки
  • Министерство просвещения Российской Федерации
  • Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
  • Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
  • ГКУ КК Центр оценки качества образования
  • ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края
  • ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»
  • Управление образования Муниципального образования Лабинский район
  • Сетевой город. Образование
  • Анкета получателей образовательных услуг (НОК-2021)
  • Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz