Мультимедийный урок – путешествие по химии на тему «Кислоты: способы получения, химические свойства» подготовила учитель химии МОБУ СОШ №28 Богачева З.Н.
Тема: Кислоты: способы получения, химические свойства.
Цель урока: Создать условия для исследования учащимися химических свойств и получения кислот;
дольнейшего развития общеучебных и предметных связей, развития логико-смыслового мышления учащимися, памяти, химического языка, развивать их умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке;
воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества личности.
Методы: урок – путешествия.
Средства обучения: инструкции, таблицы, химическое оборудование, экран, Мультимедийный проектор.
Оборудование: серная кислота, цинк, соляная кислота, вода, оксид кальция, гидроксид натрия, карбонат натрия, пробирки, индикатор, химические стаканы, стеклянные палочки.
Ход урока:
Актуализация знаний
Она прозрачна, как вода,
Не пахнет и густа как масло,
А воду лить в нее всегда
При растворении опасно!
Из колбы пар –вода шипит,
Как будто в ней змея лежит
И вольно иль невольно
Ужалить может больно.
Учитель: Ребята, вы догадались, что сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по стране кислот. Повторим классификацию, физические свойства кислот и изучим основные способы получения и химические свойства кислот. Девизом нашего путешествия будут слова Гете: «Просто знать – еще не все, знания нужно еще использовать». Вы должны будете показать как умеете использовать свои знания в различных ситуациях.
Для урока понадобится дневник наблюдений – тетрадь.
Прежде чем отправиться в путешествие, необходимо проверить готовность:
-
- Какие вещества называются кислотами?
- Какие вам известны кислоты? Назовите их формулы?
- Как определить валентность кислотного остатка?
- По каким признакам классифицируют кислоты?
СЛАЙД
Определить кислоты
HCL H2SО4 HCL
H2S H2CО3 HI
H F H2SiО3 HBr
Учитель: Итак, получив заряд бодрости, вы готовы путешествовать?
1 станция «Информационная»
- Охарактеризуйте физические свойства и области применения кислот (СЛАЙД) HCl, H2SО4,HNО3;
- Что общего в составе всех кислот?
- Есть ли общего в свойствах кислот? Это и предстоит нам выяснить на следующих станциях.
2 станция «Практическая»
Ребята, давайте с вами получим кислоты
СЛАЙД
- H2+CL2 =2HCL Как называется эта реакция?
- K2S+2HCL= 2HCL +H2S А что здесь происходит?
- S О3+Н2О= Н2SО4 А как же получают серную кислоту?
3 станция «Дегустационная»
В химическом кабинете ничего пробовать на вкус нельзя, но из собственного опыта вы знаете, что лимон и щавель кислые.
Ребята, вы знаете муравьиную кислоту? Н2СО2 (Н-СООН). Муравьи рода Fоrmika используют различные кислоты, как средство общения друг с другом. Муравьиная кислота, выделяемая муравьями в момент опасности, служит сигналом для всех остальных особей этого вида и является средством защиты при нападении хищников. Благодаря этой кислоте муравьи имеют не так уж много врагов.
Муравьиная кислота полезна для крупных млекопитающих, так медведи после зимней спячки избавляются от паразитов, ложась на муравейник. Муравьи, кусая его, впрыскивают муравьиную кислоту.
Вывод: Большинство кислот кислые.
Поезд отправляется дальше, но красный свет светофора предупреждает о том, что следует знать правила по технике безопасности при работе с кислотами.
(Выступают учащиеся)
4 станция «Экспериментальная»
Наряду с общим свойством – вкусам кислоты обладают общими химическими свойствами.
СЛАЙД
Серная кислота
Н2SО4
|
Соляная кислота
НСL
|
- С Ме до Н2
Н2 SО4+ Zп=Н2 I + Zп SО4
|
2 HCI + Zn = ZnCI2 + H2I
|
- С основными оксидами
СаО+ Н2 SО4=Са SО4+Н2О
|
CaO + 2HCI = CaCI2 + H2O
|
- С основаниями
Н2 SО4+2NaОН=Na2 SО4+ 2 Н2О
|
HCI + Na OH = Na CI + H2O
|
- С солями.
Na2СО3+ Н2 SО4= Na2 SО4+ СО2I +Н2О
|
Na2CO3 + 2HCI = 2 Na CI + CO2I + H2O
|
Учащиеся проделывают опыты с соляной кислотой в лотках на столах.
ИНСТРУКЦИЯ
Взаимодействие соляной кислоты с металлами и сложными веществами.
Правила безопасности. Соблюдайте осторожность при работе с кислотой, щелочами и солями. Аккуратно смешивайте растворы.
Опыт 1. Взаимодействие цинка с раствором соляной кислоты.
В пробирку поместите два кусочка цинка. Добавьте один мл. соляной кислоты. Объясните наблюдаемое. Составьте уравнение химической реакции.
Опыт 2. Взаимодействие соляной кислоты с оксидом.
В пробирку поместить 1 мл. раствора оксида кальция и добавить 1 мл. раствора соляной кислоты. Объясните наблюдаемое. Составьте уравнение химической реакции.
Опыт 3. Взаимодействие раствора соляной кислоты с раствором щелочи.
В пробирку налить 1 мл. раствора щелочи и добавить 1 мл. соляной кислоты. Объясните наблюдаемое. Составьте уравнение химической реакции.
Опыт 4. Взаимодействие соляной кислоты с солями.
В пробирку поместить 2г. карбоната натрия, добавить воды и прилить 1 мл. соляной кислоты. Объясните наблюдаемое. Составьте уравнение химической реакции.
(Проводим игру «Крестики - нолики)
СЛАЙД
Определите выигрышные пути – металлы, которые вытесняют водород из кислот.
Zn
|
Мg
|
Аu
|
К
|
Zn
|
Na
|
Си
|
Fe
|
Ca
|
Са
|
Нg
|
Zn
|
Рв
|
Мg
|
Ag
|
Си
|
АL
|
Fe
|
О какой станции сейчас пойдет речь
О! этот волшебный хамелеон!
В воде, как, всегда фиолетовый он.
В кислотах, смущаясь, краснеет,
А в щелочах от злости синеет.
Краснеет от кислот, как от стыда,
Фенолфталеиновый в щелочи малиновый.
А в кислоте бесцветен он всегда.
5 станция «Индикаторная»
Какие вещества называются индикаторами?
Демонстрационный опыт.
В двух химических стаканах находятся вода и кислота. Определите наличие кислоты.
Ребята, а как влияют выбросы химических заводов на природу. Давайте посмотрим.
6 станция «Экологическая»
Как кислотные дожди действуют на листья, цветы, животных и человека?
(выступление учащихся сообщениями о загрязнениями природы кислотами)
Демонстрационный опыт. Действие разбавленной серной кислоты на листья, цветы.
Чтобы удачно закончить путешествие, нам предстоит выполнить последнее задание.
7 станция «Проверь себя»
+СЛАЙД
Закончите возможные уравнения химических реакций (на листиках)
2 Na+2HCL=2NaCI +H2I Ca+ Н2 SО4 =Ca SО4+H2I
Cu + HCL= \ Ag + Н2 SО4 =\
CuО+ 2HCL= CuCI2+H2O Na2 О+ Н2 SО4 =Na2SO4+H2O
Ca (ОН)2 +2 HCL= CaCI2+2H2O Мg(ОН)2 + Н2 SО4 = MgSO4+2H2O
SО3 + HCL= \ CО2 + Н2 SО4 =\
Подведение итогов. Выставление оценок.
Д/з: $ 46.2, задача 5. |